Войти
Регистрация
Персоны
Андрей Павлович Петров
Композитор
Биография
А. Петров принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова. С тех пор ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Личность Петрова — композитора и человека определяет его отзывчивость, внимание к творчеству своих собратьев по ремеслу и их повседневным нуждам. Вместе с тем Петров в силу своей природной общительности свободно ощущает себя в любой аудитории, в т. ч. и непрофессиональной, с которой он легко находит общий язык. И такая контактность проистекает из коренного свойства его художественного дарования — он один из немногих мастеров, которые сочетают работу в серьезном музыкальном театре и в концертно-филармонических жанрах с успешным трудом на ниве жанров массовых, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города» и многие другие сочиненные им мелодии. Петров как композитор принял участие в создании таких замечательных кинофильмов, как «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др. Упорная и настойчивая работа в кинематографе способствовала освоению интонационного строя современности, песенных стилей, бытующих среди молодежи. И это по-своему отразилось на работе Петрова в других жанрах, где ощутимо дыхание живой, «общительной» интонации.
Основной сферой приложения творческих сил Петрова стал музыкальный театр. Уже его первый балет «Берег надежды» (либр. Ю. Слонимского, 1959) привлек внимание советской музыкальной общественности. Но особенную популярность завоевал балет «Сотворение мира» (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василев и Н. Касаткина надолго стали основными сотрудниками композитора в ряде его работ для музыкального театра, например, в музыке к спектаклю «Мы хотим танцевать» («В ритме сердца») с текстом В. Константинова и Б. Рацера (1967).
Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия, включающая 3 сценических сочинения, связанные с ключевыми, поворотными событиями русской истории. Опера «Петр Первый» (1975) принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Не случайно ее основу составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение — фрески «Петр Первый» для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и старых народных песен (1972).
В отличие от своего предшественника М. Мусоргского, обратившегося к событиям той же эпохи в опере «Хованщина», советского композитора привлекла грандиозная и противоречивая фигура преобразователя России — подчеркнуто величие дела создателя новой российской государственности и в то же время обнажены те варварские методы, какими он добивался своих целей.
Второе звено трилогии представляет вокально-хореографическая симфония «Пушкин» для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра (1979). В этом синтетическом произведении ведущую роль играет хореографический компонент — основное действие представлено артистами балета, а декламируемый текст и вокальные звучания разъясняют, комментируют происходящее. Тот же прием отражения эпохи через восприятие выдающегося художника использован и в опере-феерии «Маяковский начинается» (1983). Становление поэта революции также раскрыто в сопоставлении сцен, где он предстает в союзе с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с противниками, в диалогах-поединках с литературными героями. «Маяковский начинается» Петрова отражает современные искания нового синтеза искусств на театральных подмостках.
Петров проявил себя также в различных жанрах концертно-филармонической музыки. Среди его произведений симфонические поэмы (наиболее значительна Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, — 1966), Концерт для скрипки с оркестром (1980), камерные вокальные и хоровые произведения.
Среди сочинений 80-х гг. наиболее примечальна «Фантастическая симфония» (1985), навеянная образами романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении сконцентрировались характерные черты творческого дарования Петрова — театрально-пластическая природа его музыки, тот дух живого лицедейства, которое стимулирует деятельность слушательского воображения. Композитор верен стремлению связать несоединимое, сочетать с виду несогласуемое, достигнуть синтеза музыкального и внемузыкального начал.
М. Тараканов
Основной сферой приложения творческих сил Петрова стал музыкальный театр. Уже его первый балет «Берег надежды» (либр. Ю. Слонимского, 1959) привлек внимание советской музыкальной общественности. Но особенную популярность завоевал балет «Сотворение мира» (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василев и Н. Касаткина надолго стали основными сотрудниками композитора в ряде его работ для музыкального театра, например, в музыке к спектаклю «Мы хотим танцевать» («В ритме сердца») с текстом В. Константинова и Б. Рацера (1967).
Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия, включающая 3 сценических сочинения, связанные с ключевыми, поворотными событиями русской истории. Опера «Петр Первый» (1975) принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Не случайно ее основу составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение — фрески «Петр Первый» для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и старых народных песен (1972).
В отличие от своего предшественника М. Мусоргского, обратившегося к событиям той же эпохи в опере «Хованщина», советского композитора привлекла грандиозная и противоречивая фигура преобразователя России — подчеркнуто величие дела создателя новой российской государственности и в то же время обнажены те варварские методы, какими он добивался своих целей.
Второе звено трилогии представляет вокально-хореографическая симфония «Пушкин» для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра (1979). В этом синтетическом произведении ведущую роль играет хореографический компонент — основное действие представлено артистами балета, а декламируемый текст и вокальные звучания разъясняют, комментируют происходящее. Тот же прием отражения эпохи через восприятие выдающегося художника использован и в опере-феерии «Маяковский начинается» (1983). Становление поэта революции также раскрыто в сопоставлении сцен, где он предстает в союзе с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с противниками, в диалогах-поединках с литературными героями. «Маяковский начинается» Петрова отражает современные искания нового синтеза искусств на театральных подмостках.
Петров проявил себя также в различных жанрах концертно-филармонической музыки. Среди его произведений симфонические поэмы (наиболее значительна Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, — 1966), Концерт для скрипки с оркестром (1980), камерные вокальные и хоровые произведения.
Среди сочинений 80-х гг. наиболее примечальна «Фантастическая симфония» (1985), навеянная образами романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении сконцентрировались характерные черты творческого дарования Петрова — театрально-пластическая природа его музыки, тот дух живого лицедейства, которое стимулирует деятельность слушательского воображения. Композитор верен стремлению связать несоединимое, сочетать с виду несогласуемое, достигнуть синтеза музыкального и внемузыкального начал.
М. Тараканов
Концерты
29
апреля,2025
20:00
24
ноября, 2024
19:00
13
декабря, 2024
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год